Кому интересно , добавил информацию :
Внешне интегральный усилитель
IT85, а именно его мы будем тестировать, выглядит достаточно канонично. Однако хочу заметить, что, несмотря на всю каноничность, он смотрится винтажно и современно. Это словно
steampunk наоборот, когда вместо патины и «пузатых» деталей дизайнер выбирает строгость цветовых решений и плавность линий.
Неяркое свечение ламп из-за стекла на фронтальной панели заставит обратить на себя внимание аудиофила старой формации, а утонченность пропорций заставит остановиться и оценить их человека, возможно, вообще не имеющего к звуку никакого отношения. И уж, конечно, вторая версия
IT85, на мой взгляд, разительно отличается от предшественницы, в которой монолитная передняя панель с горизонтальными щелями различной длины лично у меня вызывала чувство, что все самое интересное спрятано и отгорожено. Это чувство перерождалось в ощущение отчужденности звучания. По счастью, на
VTLэто, видимо, поняли и сами. И современный интегральный усилитель, и его «прародитель» (усилитель мощности) обзавелись прозрачными передними панелями, в которые можно вглядываться бесконечно, как в аквариум или в камин (кому что больше нравится), усиливая звуковые образы визуальным восприятием.
Формально,
IT85 является «суммой» предусилителя
TL2.5 и усилителя мощности
ST85. Но с некоторыми оговорками. Если мы посмотрим на количество ламп, использующихся в первом случае и в
IT85, то заметим, что в
IT85 их меньше. Недостающая пара — это
12AT7, выполнявшие функцию буфера в предусилителе и удалённые за ненадобностью, поскольку параметры секции усилителя мощности
IT85 известны и длина соединительных проводников минимальна. Вполне логичное решение, особенно если вспомнить слова Люка о том, что, как бы ни был прозрачен по звучанию буфер, лучший по звуку буфер — это его отсутствие.
Таким образом, секция предварительного усилителя — это два двойных триода
12AU7, секция оконечного усилителя — две пары
12AT7, одна из которых каскад усиления, другая — фазоинверторы левого и правого каналов, а две пары
EL34, включенных в пентодном режиме, образуют выходной каскад. Классическая схема, которой предпочитают придерживаться во всех усилителях мощности, выпускаемых
VTL.
Остается добавить, что идентичности характеристик усилительной части
IT85 с усилителем мощности
ST85 добивались намеренно, с целью дальнейшего использования внешнего усилителя мощности для подключения «тяжелых» акустических систем методом
bi-amping. А для тех, кто периодически предпочитает слушать музыку через наушники, в
IT85 предусмотрен выход на головные телефоны, сигнал на который снимается со специальных обмоток выходного трансформатора. Что само по себе вызывает уважение к производителю и делает ненужным покупку отдельного усилителя, поскольку весь
IT85 превращается, по сути, в ламповый усилитель для наушников.
Подключая
IT85 к системе, отметил про себя, насколько грамотно и аккуратно выполнены органы управления. Обычно мы привыкли видеть такой уровень в ограниченном сегменте немецких и швейцарских изделий, зачастую не ламповых; тем больше уважения мастерам из
VTL! Ну а что же там со звуком?
Прослушивание
«Le quattro stagioni» в исполнении Sonatori De La Gioiosa Marca были воспроизведены мягко и выразительно. Яркое звучание скрипок оттенялось бархатистым звучанием виолончелей. Весьма реалистичная звуковая сцена обладала достаточной степенью глубины и разделением переднего и задних планов. Разделение инструментов в пространстве также не вызывало вопросов. Тембры инструментов чуть смягчены, с угадываемым ламповым признаком, но без «сиропности» и подчеркнутой «лампообразности». По динамическим характеристикам
IT85 не отличается от лучших аппаратов транзисторного жанра, а по разрешению превосходит многие из них. Я бы назвал его звук компромиссом между ламповым и транзисторным звучанием, но в данном случае речь, скорее, не о противопоставлении, а о некой синергии, сумме плюсов одного и другого типов звучания.
Экспромты Шуберта в исполнении Атсуко Секи выявляют незаурядные способности
IT85 не просто передавать тембрально достоверное звучание рояля, а «вытаскивать» малейшие нюансы и подчеркивать уровень исполнительского мастерства. По звучанию фонограммы можно было бы судить не только о характере звука конкретного инструмента, но и о кистевой или пальцевой технике исполнителя. Приставка «бы» здесь кажется мне уместной, поскольку я имею в виду именно уровень воспроизведения усилителя, который позволяет это делать, а вовсе не собственное желание высказывать суждения о технике исполнителя. Этим пусть занимаются музыкальные критики. Кстати, кроме современных живых инструментов усилитель совершенно великолепно воспроизводит звучание аутентичных, восстановленных. Это особенно хорошо заметно при проигрывании небольших камерных коллективов. А очень приличное разрешение делает его уникальным аппаратом для прослушивания средневековых полифонических произведений. И мотет, и романеска в исполнении
IT85кажутся удивительно современными и зачастую более притягательными, нежели многие весьма более поздние опусы.
В «Rock’N Roll Dream»
IT85 вложил весь свой потенциал. Результат получился резвым, энергичным, я бы даже сказал — экспансивным. С приличным уровнем звукового давления. Но тут как раз нужно помнить о чувствительности акустических систем. Если необходимо раскачать «напольники» с 12-дюймовыми диффузорами, имеет смысл «спарить»
IT85 с
ST85, о чем говорилось выше. Но в помещении около 25 квадратных метров
IT85 позволяет ознакомить с лучшими произведениями в стиле рок как соседей с верхнего и нижнего этажей, так и тех, кто живёт за стенкой. Замечательный роковый аппарат. Возможно, он не хватает звёзд с неба при воспроизведении виртуозов-шреддеров, но тут я разделяю мнения Клэптона и Бэка, что играть быстро и играть хорошо — это разные вещи. Что же касается воспроизведения материала, признанного сокровищницей гитарной музыки, то
IT85показывает незаурядные способности. Я под это дело с удовольствием переслушал избранные вещи Сантаны и Роя Бьюкенена. И через акустические системы, и через головные телефоны. Что касается выхода для головных телефонов, то, как мне кажется, схема, используемая в
IT85, способна оправдать существование некоторых верхних моделей головных телефонов от пары-тройки ведущих производителей. Потому как на среднестатистическом усилителе для наушников услышать отличия изделия за сумму порядка тысячи евро от вчетверо более дешёвой модели — задача не из простых. Впрочем, это уже совсем другая история.
Вывод
Замечательный аппарат, один из лучших в своём классе. Рекомендуется всем любителям музыки независимо от жанров и вкусовых предпочтений. Бонусом к высококачественному породистому звуку — возможность апгрейда будущей системы. А для продвинутых ламповиков —
возможность поэкспериментировать со звучанием путем замены штатных ламп на аудиофильские и винтажные аналоги. Усилитель совершенно не капризен к типу подключаемых акустических систем —
и, тем не менее, достоин того, чтобы к выбору оконечного звена отнеслись со всей ответственностью.
Контрольная система
CD-транспорт
AccusticArtsDrive II;
ЦАП
Accustic Arts Tube DAC II Mk 2;
акустические системы
Sonus faber Olympica III;
акустические системы
JBL S3900;
цифровой кабель
HarmonicTechnologyCyber-LinkSilver;
сетевые кабели
Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели
van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС
inakustik Referenz Selection LS-1603.