Что нового

Культура отслушивания кабелей и аппаратуры

speakme

Well-Known Member
Вот я какую тему хотел давно поднять и обобщить: культуру отслушивания. Что и как нужно слушать, и как услышать эту разницу? Многие не верят в то, что разные кабели звучат по-разному, многие не слышат разницы, не понимают зачем это, почему и что дает. Мое мнение - это то, что люди эти в большинстве своем не вникают в детали звучания, т.е. попросту не понимают ЧТО нужно услышать. Не могут сравнить. Не хотят.

Я дилетант и самоучка, поэтому попрошу не кидать в меня помидоры и яйца раньше времени. Давайте вместе составим так называемые правила и критерии, а потом обобщим все в одном посте.

Сперва о проблемах с отслушкой. Человек имеет короткую слуховую память, порядка нескольких секунд. Т.е. мы слушаем какой-то трэк, потом меняем кабель, ползая, наклоняясь и переподключая, садимся, ставим трэк заново и уже не помним всех особенностей звучания предыдущего прослушивания... Поэтому делаем скоропостижные выводы - нет никакой разницы.

Как с этим бороться? Нужен помощник, а лучше двое, которые быстро и организованно делали бы переключения. В идеале - это переключения с пульта ДУ, тогда разница будет налицо, если она есть. Но в случае с акустическими кабелями это просто невозможно.

Конечно, нельзя забывать и о качестве звукового тракта, но думаю, коли Вы интересуетесь этой темой, то с аппаратурой у Вас боле-мене порядок.

Я нашел для себя способ, как отслушивать одному, без посторонней помощи. Наверняка этот способ уже известен науке, ну да я его и не собирался патентовать. Просто делюсь тем, до чего дошел сам. В моем понимании это будет табличка, которую нужно будет заполнять во время прослушивания.

Итак. Я слушаю и описываю на бумаге или в текстовом редакторе то, что я слышу. А потом, как говорится, результат на бумаге, бери и анализируй.
  1. Создать одинаковые условия для отслушиваемых кабелей, они должны быть одинаково хорошо прогреты, очищены, иначе Вы можете ошибочно принять услышанные изменения в звуке за истину.
  2. Нужно выбрать наиболее подходящий по Вашему мнению тестовый диск или два.
  3. Уединиться или найти подходящую компанию. Позаботиться, чтобы домашние не сильно отвлекали от процесса.
  4. Приготовиться к переключениям, достав из коробок и разложив максимально удобно предметы отслушки.
  5. Прогреть аппаратуру. Думаю часа вполне достаточно.
  6. Успокоиться и адаптировать уши к звучанию. Я ставлю классику и слушаю ее порядка получаса. Мне кажется именно классика лучше настраивает на необходимую волну.. Причем слушать нужно сразу на той громкости, на которой будете тестировать.
  7. Непосредственно прослушивание. Можно слушать диск целиком, но непременно делая пометки об услышанном.
Теперь я приведу свой список необходимых параметров звучания, который и хочу дополнить и скорректировать с Вашей помощью. Начну составлять таблицу, а Вы поможете в случае необходимости.
Параметры:
  1. Глубина сцены
  2. Ширина сцены, панорама
  3. Высота сцены
  4. Точность локализации образов
  5. Динамика
  6. Тональный баланс
  7. Слышимые провалы, подъемы, Гц
  8. Окрас
  9. Качество, детальность ВЧ
  10. Воздух
  11. Качество, детальность СЧ
  12. Качество, детальность НЧ
  13. Масштаб
  14. Теплота звучания
  15. Сухость, насыщенность
  16. Утомляемость от прослушивания
  17. Особенности инструментов
  18. Особенности голоса
  19. Прочие наблюдения
И так делаем пометки для каждого трэка, не обязательно все, достаточно описать те параметры, которые услышите, этого все-равно будет достаточно. После переключений слушаем фонограмму заново и делаем записи для второго кабеля.

Бьюсь об заклад, если вы сделаете все так, то услышите разницу в любых кабелях, даже оптических.
 

DV-2

Well-Known Member
Человек имеет короткую слуховую память, порядка нескольких секунд.
Глупость. Не нужно перепечатывать инциклопедию... Слуховая память так же, как любая другая, может хранить образ всю жизнь! Я прекрасно помню эксперименты с кабелями пятнадцатилетней давности - все те ощущения и эмоции...
Другой вопрос - возможно ли создать теже условия для повторения экспертизы? Уверен - нет! Даже если мы перенесем всю аппаратуру в другой населенный пункт, звук будет другим по-причине другой организации питания... Я у себя дома за пять лет несколько раз переделывал разводку питания, не считая бесчисленного количества экспериментов с фильтрами, ИБП, гармонизаторами, заземлением. При этом, совершенно прекрасно помню, как звучала моя система при первом включении...
 

speakme

Well-Known Member
Эээ неее, Вы говорите сейчас о долгосрочной памяти. Это совсем другая память.
 
G

Gibalok

Guest
Да но зачем? Тут либо нравится звук системы либо не нравится..
 

speakme

Well-Known Member
Я выше вроде понятно объяснил, что имел в виду. К примеру, услышали Вы фонограмму, можете ее в точности напеть через некоторое время? Я нет, и сразу может не смогу. Кто-то может. Вон я перечислил параметры звучания.. Не все конечно. Да невозможно их сфотографировать в память.. За месяцы привыкания к своему звуку естественно откладывается в голове весь характер звучания. Приходишь к другу - у него все по-другому.. Но на привыкание нужно время. А у нас стоит задача сравнить сейчас.​
 

speakme

Well-Known Member
Ну, надо попробовать, парни. Это правда интересно. Давайте по существу, и без флэйма.
 
G

Gibalok

Guest
Бывал га сундуковском отслушивании. Пришло с десяток великовозрастных задротов, слушали всякие колокольчики и бубенчики что-то записывало в блакнот вперемешку с закатываниями глаз (видимо кратковременные аудиофильские оргазмы) . Ну смешно же..
Я понял что их система с dcs и на всяких роландах играет для меня не лучше моей заметно более дешевой на брайстоне и не выдержал этой скукоты и задротства.. Свалил.
 
Последнее редактирование модератором:

speakme

Well-Known Member
А Вы всё это проверили, или только умозаключения?
Кабели для меня открыл один товарищ лет 8 тому назад. Он то вообще с ума по ним сходил.. Подкинул он мне послушать пару сетевых кабелей, один дорогой, другой дешевый, чтобы узнать мое мнение и есть ли нам с ним о чем говорить. (Ну, в смысле, услышу ли я разницу). Так вот, этим методом я их тогда и отслушал. Подробное описание ему и отправил в ответ с жесткой критикой дорогого кабеля. На что он извинился и сказал, что по ошибке дал мне новый кабель, а прогретый якобы стоит на усилителе. Ничего больше не сказал, но я так понял, что экзамен я выдержал. :D
 

speakme

Well-Known Member
Не согласен. Не хотели-бы не сидели на этом сайте и не тратили бы деньги на улучшения звучания своих систем.
Да но зачем? Тут либо нравится звук системы либо не нравится..
Ну вот и первое Зачем.. Да хотя бы для того, чтобы понимать, если не нравится, то можно ли и как с ним бороться.. Конечно, это не легкая задача.
В общем, парни, схема работает, только ее надо отточить и по возможности упростить.
А вообще, все это хобби. Как только не к чему будет стремиться, так потеряешь интерес к hi-fi.. Что тогда?..
 

Amati

Well-Known Member
Совершенству нет предела, так что не волнуйтесь, интерес к Hi-Fi не пропадёт! После Hi - Endа, появится какой ни будь Hi полный Alles капут!
Так что такое Воздух под №10?
 

speakme

Well-Known Member
У Вас в списке под № 10 Воздух. Что это?
В моем понимании этого термина - это высокое разрешение, детальность и натуральность в области высокий частот. Сейчас поищу, где-то попадалось Конкретное описание..

Воздушность /bloom — термин, передающий впечатление окутанных воздухом музыкальных образов, — часто ассоциируется со звуковой сценой. И хотя образы могут быть четко очерчены, воздушность звуковой сцены дополнительно создает ощущение ореола вокруг них, словно каждый инструмент существует в некоем пространстве, в пределах которого он может „дышать". Воздушность сообщает звуковой сцене чувство естественности, открытости и непринужденности.

Оценка воспроизведения звуковой сцены должна производиться в широком диапазоне уровней громкости музыкальных сигналов. Некоторые компоненты раскрывают превосходную звуковую сцену на низких уровнях громкости, а с ростом громкости она тут же закрывается. Выбирая аппаратуру, проследите за тем, как изменяется пространственная перспектива на различных уровнях громкости.

Некоторые компоненты создают кристально чистую, прозрачную звуковую сцену, позволяющую слышать звуки даже в самых удаленных уголках концертного зала. Такая прозрачность звуковой сцены обладает естественностью и непосредственностью, что позволяет ясно слышать каждую деталь. В противоположность этому, непрозрачная (opaque) звуковая сцена — туманна (thick) и темна (murky), уменьшается иллюзия зримости музыкальных образов в пространстве. Термином завуалированный (veiling) описывают недостаток прозрачности.

Звуковая сцена находится в верхней части списка моих приоритетов воспроизведения звука (после тонального баланса и отсутствия зернистости). Способность воспроизводить музыку как совокупность индивидуальных образов, окруженных пространством, а не как один большой образ, очень важна для передачи чувства музыкальной реальности. Звуковая сцена, обладающая пространством, глубиной, фокусом, многослойностью, воздушностью и прозрачностью — захватывающе эффектна.

Для оценки звуковой сцены и всех ее описанных характеристик вы должны использовать записи, содержащие эту пространственную информацию. Студийные записи, выполненные с использованием множества микрофонов и наложением звуковых дорожек, редко раскрывают характеристики звуковой сцены. А вот записи, в которых применялась двухмикрофонная техника и максимально простая схема тракта передачи сигнала, наиболее полно раскрывают все аспекты звуковой сцены. Говоря коротко, точное воспроизведение звуковой сцены обеспечивается сочетанием качества записи и качества воспроизведения. Если в записи отсутствует пространственная информация, вы никогда не узнаете, насколько хорошо или плохо тестируемый компонент передает ее. Большинство аудиофильских записей сделаны с применением простейших технических приемов (как правило, при помощи двух микрофонов), естественно передающих пространственную информацию, присутствующую в живом звучании музыки.
 

speakme

Well-Known Member
Бывал га сундуковском отслушивании. Пришло с десяток великовозрастных задротов, слушали всякие колокольчики и бубенчики что-то записывало в блакнот вперемешку с закатываниями глаз (видимо кратковременные аудиофильские оргазмы) . Ну смешно же..
Я понял что их система с dcs и на всяких роландах играет для меня не лучше моей заметно более дешевой на брайстоне и не выдержал этой скукоты и задротства.. Свалил.
Так это и есть задротство, чего уж так.. Гыыы.
Но вот маленьким победам в звуке радуюсь как маленький ребенок, хотя смешно должно быть смотреть на прыгающего радостного 40-летнего мужика))))
А вы когда-нибудь на своей системе слушали музыку со слезами на глазах? Это к-стати показатель. А у меня дома трое мужиков рыдали, плюс я.. Не все конечно сразу, и не без водочки. Но что-то трогало душу.. Аудиофильские оргазмы, говоришь? Прикольное определение.. Гыыыы.
 

Верх