Change background image

Импеданс Акустики

Тема в разделе "Акустические системы", создана пользователем SEBR, 15 окт 2014.

  1. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Вопрос о сопротивлении акустики , обсуждался уже многократно, но всё же я решил к нему вернуться, по причине отсутствия единого окончательного мнения на сей счёт! Итак, большинство современных усилителей (исходя из их описания) как правило расчитаны на работу с акустикой с сопротивлением 6 - 8 Ом. ( 8 Ом вроде как -стандарт). В то же время, масса акустики (особенно родом из 70х-90х) имеет номинал 4 Ома! Понятно что это именно "номинал", и что, по сути, это динамическая величина, но всё же...! "Тупо" по физике понятно, что с уменьшением сопротивления нагрузки, пропорционально возрастает ток и возникает риск сжечь усилитель. При всём, при этом, некоторые производители открыто заявляют о возможностях своих усилителей работать с акустикой почти с любым сопротивлением, а некоторые, напротив, предостерегают от использования колонок с несоответствующим импедансом! Есть же масса устройств, где данные условия вообще никак не оговорены! И как быть в этом случае, да и вообще, какова общая тенденция на этот счёт?
    Хочется понять раз и навсегда:
    1-можно ли смело подключать низкоомные колонки к любому усилителю (причём как к транзистору, так и к лампе)?
    2-категорически нельзя (и нужно всегда и строго соблюдать соответствие)?
    3-или же это "лотерея", и каждый отдельный случай - это отдельный риск (или его отсутствие)?
    Давайте обсудим!
     
  2. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Тут все в принципе довольно банально и просто - при подборе усилителя к АС руководствоваться прежде всего Классом первого, а не ТТХ. Поясню.
    Если глянуть на схему бюджетного и дорогого усилителя, то в приципе никакой разницы нет - полный паритет... Так в чем подвох?
    В деталях и "запасе прочности" - бюджетные усилители расчитываются на среднюю громкость с возможностью кратковременных пиков, посему и БП, особенно трансформатор, реально меньшей мощности, чем сумма двух каналов + КПД. Выходные транзисторы и радиаторы соответственно тоже расчитываются на такой режим работы. У Любых транзисторов, особенно биполярных есть врожденное слабое место - площадь кристалла. Этот кристалл физически не в состоянии быстро отдать тепло в радиатор и при долговременной большой нагрузке банально плавится - пробой!
    В дорогом усилителе все делается с запасом - долговременная максимальная выходная мощность обоих каналов + КПД + 25%. Так же выходные транзисторы, радиаторы, провода, трансформаторы, электролиты... короче - ВСЁ!
    Все усилители, повторюсь - ВСЕ современные усилители (ламповые и каменные) расчитываются под ЛЮБУЮ нагрузку. Другой вопрос - какова чувствительность АС и каков класс усилителя в заданном обьеме помещения. Сопротивление АС может проваливаться до 3-х Ом, но при этом чувствительность 93Дб - ток не сильно большой даже для бюджетного усилителя. А вот если 85Дб - для той же АС нужен или в 4 раза более мощный бюджетный усилитель, или с той же мощностью (первононачальной для 93Дб), но более высокого класса (качество звука на данный момент не рассматриваем).
    Вот такая арифметика...
     
    Последнее редактирование: 16 окт 2014
  3. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Ну собственно, вывод снова получается увы неоднозначный! Типа - в теории всё можно, а на практике-фиг его знает! :) Просто полагаться только на цену и уровень производителя мне лично было страшновато! Для примера, скажем, не шибко дорогой NAD, тем не менее, смело указывает в мануалах к своим усилителям различные значения мощности при сопротивлениях от 8 аж до 2 Ом, тем самым подтверждая возможность работы их аппаратов с такой нагрузкой. В тоже время, например, в описании к моему Alchemist, который явно подороже и повыше уровнем, есть упоминание только о 8 Ом-ной нагрузке!
    Хочется прояснить ещё вот какой момент - не совсем понятна привязка чувствительности ко всей этой истории.
    Раз чувствительность, скажем не совсем "электрический" параметр, отражающий степень звукового давления, созданного динамиком на определённом расстоянии, при подведении 1 Ватта мощности, то причём тут ток?
    В моём понимании при подведении этого одного Ватта к акустике с разной чувствительностью, но одинаковым импедансом, изменится лишь, созданное ей звуковое давление, иными словами одна просто будет играть тише. Почему мы при этом говорим о возрастании тока?
    Ещё вопрос о лампе. Там зачастую просто есть набор выходных разъёмов под разное сопротивление нагрузки. Хотелось бы разобраться в принципах такого подхода.
     
  4. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    чувствительность, скажем не совсем "электрический" параметр
    Чувствительность - это КПД акустики. Чем ниже КПД, тем больше нужно тока для создания такого же зв. давления.
    вопрос о лампе. Там зачастую просто есть набор выходных разъёмов под разное сопротивление нагрузки
    Выходы 4-8-16 Ом - это по сути эквивалент автотрансформатора. Суть в том, что наименьшие искажения и наибольший КПД в линии передачи (электрический термин) в случае согласования выходного сопротивления усилителя и входного АС. Ламповые усилители обладают значительно большим выходным импедансом, посему и имеют секционированную выходную обмотку трансформатора.
    Кстати, некоторые фирмы делают один универсальный выход 6 Ом. Но как показывает практика - это все же компромисс и лучше такие усилители играют с высокоомной нагрузкой...
    в описании к моему Alchemist, который явно подороже и повыше уровнем, есть упоминание только о 8 Ом-ной нагрузке!
    Да очень много таких фирм - указывают оптимальную честную мощность. Нагрузка в реальности ВСЕГДА реактивная и частотнозависимая, посему ТТХ NAD - это лукавство. Берут активный резистор и меряют... это для любителей красивых цыфирей и картинок.
     
  5. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Спасибо за пояснения!
    Про чувствительность значит мы говорили об одном и том же, но с разных сторон! :)
    С ламповым выходом теперь тоже всё ясно.
    В остальном же получается, что любые экперименты с подключением низкоомной акустики делаются на свой страх и риск!
    Не ясно тогда другое, раз такое количество преимущественно винтажной акустики имеет импеданс 4 Ом, усилители того времени были изначально рассчитаны на это? (Я просто не сильно знаком с такими усилителями)
     
  6. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    такое количество преимущественно винтажной акустики имеет импеданс 4 Ом, усилители того времени были изначально рассчитаны на это?
    Конечно. Критична не низкоомность как таковая, а чувствительность... Посему, всегда подбирается усилитель под чувствительность АС, помещение и жанры, а все остальное - для гурманства электронщиков...
     
  7. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    И каков же точный принцип подбора?(причём скорее наоборот, если подбираем акустику под уже имеющийся усь) Просто исходим из того, чем выше будет чуйка, тем меньше риск спалиться? Или же можно подойти к вопросу всё-таки с какими-то расчётами?
     
  8. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Ну да... Но, первично, определяемся с классом усилителя и АС - это важнее всех остальных параметров. А так -
    [​IMG]
     
  9. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Таааак, чем дальше в лес, тем больше вопросов! :)
    Что следует понимать под классом усилителя и акустики?
    В таблицу что-то никак не врублюсь! :-( Скажем Интересует уровень громкости около 80Дб(на расстоянии 1м как я понимаю), скажем акустика с чуйкой 91-95Дб. Из таблицы получаем что-то порядка 0.6 Ватта???
     
  10. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Еще хочу добавить такой нюанс про наш слух. Мы слышим увеличение громкости в логарифмической последовательности. Если заметили, в журналах при замерах искажений и мощности шкала идет неравномерная 0,1-1-10-100... Так вот, разница на слух между 10 и 100 ваттами всего два раза... Это к слову о том, что лучше всего человек слышит в диапазоне 0,1-10 ватт (и почему этот диапазон очень популярен в ламповой технике), а потом теряет чувствительность к громкости...
    [​IMG]
     
  11. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Да. :rolleyes:
     
  12. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    :eek: Хммм! Ну и можно тогда(для меня идиота) пример того как из этого всего сделать вывод о том какой усилитель выбрать!? И как это всё привязать к вопросу о 4 Омной акустике.
     
  13. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Для начала - какая АС? комната... жанры...;)
     
  14. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Ну как уже говорил скорее вопрос о подборе акустики к имеющемуся усилителю. Постараюсь описать что вообще обдумываю. Имеется ламповый однотактник, и последнее время пришёл к мысли собрать на его базе отдельный трактик, т.к. он хоть и душевно играет с моими Tannoy 638, но всё же не контролирует эту акустику так как это делает транзисторный Alchemist. Однотакт мастеровой, изначально расчитывался на акустику 8Ом, примерная расчётная мощность 5-6Вт, одна единственная пара акустических разъёмов. Соответственно решил к лампе подобрать чувствительную(скорее всего винтажную) акустику. Т.к. отдельного помещения для этого тракта просто нет, планирую несколько странный вариант. Этот комплект должен расположиться на моём рабочем месте(на столе у компа) и будет слушаться в непосредственной близости от акустики. (правда всё это всё равно будет находится в помещении площадью около 40м.кв.!) Таким образом акустика планируется полочная и не слишком большая.
    Начав изучать предложения на вторичке, столкнулся с тем что масса подобной акустики имеет сопротивление 4 или 6 Ом! Ну вот собственно и начались думы....
     
  15. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Ах да, жанры... Ну тут почти всё может быть кроме тяжеляка, хотя преимущественно джаз, джаз-рок...
     
  16. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Это, конечно, Вам глядеть в сторону Omega Super 5 Monitor - высокоомные, чувствительные, классные... или Omega Compact Hemp
    http://www.world-sound.com.ua/ru/cat/257/1381.html
     
  17. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    Хм! Интересно! Поизучаю! Значит про 4 Ом можно забыть, вне зависимости от их чуйки?
    Просто эта затея пока носит явно авантюрный характер и пока не ясно на сколько будет удачной! Поэтому сразу замахиваться на 1-2тыс. евро, откровенно не планировал. Хотел изначально поиграть с недорогими винтажными вариантами, среди которых масса вариантов подобных мониторных колонок и весьма недорого(но опять же 4 Ом). Ну а уж если первые пробы будут интересными, тогда развивать этот вариант .
     
  18. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Серж, в моём предложении есть беспроигрышная позиция - Омеги - это навсегда! В дальнейшем можно подобрать неспешно классный однотакт на 2А3 или 300 и.... Нирвана!
    Хотя, возможно и нынешний самопал отыграет на Ура.
     
  19. SEBR

    SEBR Administrator Команда форума

    DV, я не сомневаюсь в ценности ваших советов и всегда к ним прислушиваюсь! Омега заинтересовала сразу, но бюджет! Началось с того что в голову пришла шальная мысль, а в итоге всё заканчивается акустикой на всю жизнь! Ну собственно как всегда! :) Буду думать...
    Однако можно всё же привести пример расчёта, поскольку пока так и не врубился... Ну или чтобы более не утомлять ни Вас, ни остальных, глупыми вопросами, может ткнёте носом в мануалы по данной теме, для самостоятельного ознакомления?
     
  20. DV-2

    DV-2 Well-Known Member

    Давайте разберем пример с Омегой компактом.
    Чувствительность 96Дб. Смотрим таблицу - оптимальная громкость обеспечивается в диапазоне мощностей 0,1-1 ватт. Берем запас на перегруз пару ватт... Итого - ламповика до 5 ватт достаточно для полного раскрытия всех возможностей акустики. Далее смотрим на график нашего слуха:
    [​IMG]
    Весь диапазон разбит на пять секторов: 0,001-0,1; 0,1-1; 1-10; 10-100; 100-1000 ватт. Последний сектор критический с точки зрения восприятия нашим слухом - на уровне болевых ощущений...
    Если Вы заметили, первый и второй сектор определяющие - в нем сосредоточена максимальная чувствительнасть нашего слуха - этим и ценятся однотактники, не имеющие проблемы первого ватта, когда более мощные двутактные усилители теряют в тонкой нюансировке и микродеталях.
    Именно под такую подачу (микродетали и тонкая, ювелирная нюансировка) расчитаны маломощные однотактники и соответственно АС Омега.
    Да, система не универсальна жанрово, но джаз, вокал и прочии жанры, требующие ювелирной работы в деталях и проработки тихих звуков просто расцветают с такой системой.
    Почитать можно много интересного тут:
    http://www.next-sound.ru/articles/a1.tayny_lampovogo_zvuka.htm
    http://www.next-sound.ru/articles/a5.lampy_ili_tranzistory_lampy_.htm
    http://www.next-sound.ru/articles/a33.kategorii_sluhovogo_vospriyatiya.htm
    http://www.next-sound.ru/articles/a40.single_ended_vs_push_pull.htm
     

Поделиться этой страницей