Что нового

Звук живой и звук домашний.

likelives

Well-Known Member
А заведу-ка я новую тему. Про звук. Живой и неповторимый. Будет интересно, что думает здешняя публика? Как относиться к сравнению со звуком с любых носителей? Я вот попытался сравнить с винилом. В моей иерархии, стоящим на первом месте. Ведь не секрет, что многие здесь слушают музыку не только дома. Нет?
 

likelives

Well-Known Member
Лебединое озеро.

1.jpg

Моя любовь к Чайковскому, как к композитору общеизвестна. Особенно к его монументальным балетам. Про "Щелкунчика" писал уже. Так же, если помните, писал и о том, где его смотрел. На этот раз в планах было послушать и посмотреть "Лебединое озеро". И сменить зал на классический. Старый. А Москву на Питер. Купил билеты заранее, даже раньше, чем забронировал отель и приобрел билеты на поезд. Михайловский театр, бельэтаж, практически по центру, рядом с царской ложей. Но, так получилось, что мне удалось побывать и в Мариининке. Причем, тут же, на следующий день. Да еще и на тех же местах, рядом с царской ложей. Провидение, не иначе.

26.jpg01.png

То, что я услышал и увидел живьем, в обоих случаях, меня просто ошеломило. Конечно, Мариининка понравилась больше. И не только потому, что за пультом был Валерий Овсянников. Здесь опять звезды сошлись. Но и само исполнение. Потрясающая акустика зала. Оркестр играл без единого микрофона. И, конечно, очень высокий уровень солистов и труппы. А ведь мне было с чем сравнить, до этого был Михайловский.

28(1).jpg

Позже, когда мы уже приехали домой, я не удержался и начал искать видеозаписи других исполнителей, включая мировые сцены. С полной уверенностью могу сказать, что уровень наших артистов, как и прежде, по-прежнему очень высок. Да, скажем Лондонский театр Ковент Гарден, сильно выигрывает в оформлении сцены, костюмах, постановке. Посмотрите на фото. Чего только стоят костюмы свиты злой феи из балета "Спящая красавица". Да и сама фея сильно и выгодно, на мой взгляд, отличается от нашей колдуньи. А путешествие в заколдованный лес? Чудо! А вот солисты у них какие-то скованные и напряженные. Нет в них той элегантности и легкости исполнения.

02.png03.png

Но, что-то я отвлекся. И немного забежал вперед. "Спящая красавица" у меня в планах на будущее. Вернемся к "Лебединому озеру".

Накануне отъезда в Питер, мне опять улыбнулась фортуна. Мне попадается бокс из трех пластинок. "Лебединое озеро" в исполнении БСО Всесоюзного радио. Дирижёр Геннадий Рождественский, звукорежиссер записи Игорь Вепринцев. Запись Мелодии 1976 год.

5.jpg

И когда я вернулся из Питера, надо ли говорить, что послевкусие от живого звука долго меня преследовало. И достаточно долго я не мог слушать вышеописанную пластинку. А когда все же поставил ее на проигрыватель, был удивлен необычайным сходством саунда диска с живым исполнением. Все же не зря я подтягивал свой Элак до приемлемого уровня. Нет! Конечно, абсолютного сходства не было. Да его и не может быть по определению. Но, общий тональный баланс и общее ощущение присутствия, были настолько схожими, что порой я забывал, что сижу на своем диване, а не в зале.

Запись ведь чем хороша? Тем, что звукорежиссер может без затей взять звук парой микрофонов и оставить все, как есть. А может, как в данном случае сделал мастер своего дела Вепринцев, расставить акценты в нужных местах. Ширина и глубина сцены, выделение солирующих инструментов на слушателя.

Всегда восхищался, как здесь звучит скрипка. Легко и воздушно. Все это искусственно преувеличено. Но! Ровно на столько, чтобы во всей красе услышать все нюансы исполнительского мастерства Михаила Черняховского и не испортить общей картины.

В живом исполнении такого не услышишь. Как впрочем, и все той же пресловутой глубины сцены. Что совершенно не значит, что живое исполнение реально хуже. Просто это немного разные вещи. Ведь дома попросту нет той атмосферы представления, дыхания зала, энергетики исполнителей. Визуальной картины сцены. Ну и конечно, самого балета. Возвышенного праздника. Ведь изначально так и должно быть. Одно от другого неотделимо.

Что лучше? Трудно сказать. Я всегда с большим удовольствием слушаю эти пластинки дома. Но, при первой же возможности, если позволяет время и средства, а где ни-будь в наших столицах дают балет, куплю билет и обязательно отправлю себя в театр. В это, поистине волшебное царство прекрасного и незабываемого, красочного и фееричного визуального звука.

30.jpg
 

DV-2

Well-Known Member
Что лучше? Трудно сказать.
Для меня - дома лучше!
Тишина... я сижу в пятом ряду партера... никто не чихает и не кашляет...
Живой звук - это живой звук. Он прекрасен антуражем... атмосферой приобщения... совокупностью всего, что напрямую к звуку не имеет отношения, но, создает ощущение праздника!
Мы эту тему с супругой как-то обсуждали зимним, дождливым и ветреным вечером - сидим с чашечкой кофе и слушаем музыку... благодать!
 
Последнее редактирование:

likelives

Well-Known Member
Для меня - дома лучше!
Тишина... я сижу в пятом ряду партера... никто не чихает и не кашляет...
Понимаю. Сам такой. Но у нас с супругой есть еще такое увлечение. Путешествия. А вот тут на первом месте театры. Ну а дальше...
А домой, мы любим возвращаться...
 

водянной

Well-Known Member
Многа букав, но я осилил... )))

Что лучше? Трудно сказать.
Мое субъективное мнение, живой звук всегда лучше... )) А кашляющие соседи? От них можно абстрагироваться... )) Но у домашнего звука, есть преимущества - в любое свободное время + заплатив единожды за носитель, можно многократно послушать... причем выборочно, самые любимые моменты... ))
 

drwinston

Administrator
Команда форума
звукорежиссер может без затей взять звук парой микрофонов и оставить все, как есть
Вообще совсем нет! Это всё надо ещё очень ответственно допиливать и огранять. Абсолютно так же как с алмазами и бриллиантами, которые , как известно, форевер).
Надо в зале найти правильную точку, и не факт, что она вообще есть. Подобрать микрофоны и преампы, отстроить... А потом , после на сведении и мастеринга вообще своя магия всего процесса . Сложно. Каждый кусочек фонограммы по-своему выводится....
Так что это отдельное произведение искусства, отдельный продукт.
Ну, а эмоции, что мы получаем, по большей части от нас и зависят.
 

drwinston

Administrator
Команда форума
А самое главное, что концертное живое исполнение всегда разное. Не может быть двух одинаковых представлений. Потому и сравнивать с тиражными изданиями не вполне корректно.
Я к Чайковскому хорошо отношусь, как композитору))) но к нему есть парочка вопросов относительно темпов и ритмики в целом
 

Aleks-2

Well-Known Member
А самое главное, что концертное живое исполнение всегда разное. Не может быть двух одинаковых представлений.
Это точно, есть записи на катушках сделанные с первого дубля и звучат они поинтереснее чем после долгих репетиций, как-то менее механистически и более живо
 

likelives

Well-Known Member
Вообще совсем нет! Это всё надо ещё очень ответственно допиливать и огранять...
Надо в зале найти правильную точку, и не факт, что она вообще есть. Подобрать микрофоны и преампы, отстроить...
Я знал, что ты на это обратишь внимание. Но углубляться не стал. Есть примеры и такой записи и, скажем многомикрофонной. Квартета или БСО. А то, что я имел в виду ты понял. Прямая запись и с дальнейшей обработкой. Согласись, Вепринцев в этом вопросе один из лучших. Это я и хотел обобщить.
 

likelives

Well-Known Member
А самое главное, что концертное живое исполнение всегда разное. Не может быть двух одинаковых представлений.
Соглашусь. Это я упустил из виду. Каюсь. А ведь именно это, пожалуй, главное. В классике это не так бросается в глаза. В роке концертники этим выигрыаают. Взять, к примеру Фиолетовых. Про джаз вообще промолчу...
 

likelives

Well-Known Member
Это точно, есть записи на катушках сделанные с первого дубля и звучат они поинтереснее чем после долгих репетиций, как-то менее механистически и более живо
Есть такое. Поэтому, когда сами писались, старались это дело делать "на свежую голову". Желательно, с первого раза. Потом уже репетировали следующую вещь.
 

likelives

Well-Known Member
Я к Чайковскому хорошо отношусь, как композитору))) но к нему есть парочка вопросов относительно темпов и ритмики в целом
Не понял, что ты имеешь в виду. Но, если то, что я думаю, то от дирежера еще зависит. Не?
 

Aleks-2

Well-Known Member
Надо в зале найти правильную точку, и не факт, что она вообще есть. Подобрать микрофоны и преампы, отстроить... А потом , после на сведении и мастеринга вообще своя магия всего процесса . Сложно. Каждый кусочек фонограммы по-своему выводится....
На это есть профессионалы... Правда сейчас всё больше и больше стараются писать как есть, без мастеринга и каких-либо других вмешательств
 

DV-2

Well-Known Member
Вообще совсем нет! Это всё надо ещё очень ответственно допиливать и огранять.
Читаю и умиляюсь...
Давайте возьмём коллекцию дисков любого из нас - ага? Ну и сколько из них любой из нас смог в жизни послушать и вживую и на диске, а потом сравнить?
Хе-хе...
Я ни одного! НИ ОДНОГО - Карл!!!
Сравнивать решили... хотя... потрендеть о высоком - это можно...
 

Lostt

Well-Known Member
Ну и сколько из них любой из нас смог в жизни послушать и вживую и на диске, а потом сравнить?
Ну у меня штук 5 наберется, живой звук ничего общего ни с дисками ни с винилом не имеет, но речь конечно не о классике
 

muzonnornik

Well-Known Member
С Вадимом соглашусь, в плане, что "живое исполнение" это в первую очередь антураж и публика. Место расположения в зале тоже ОЧЕНЬ важно. Не далее как сегодня это и обсуждали на тусовке.
Ну и да, искать ЗВУК в старой мариинке я бы не стал. В первую очередь это шоу и причастность к истории.
П.С. в новой мариинке уже можно звук найти )))
На определенных местах в малом зале филармонии тоже не плохо.
 

drwinston

Administrator
Команда форума
На это есть профессионалы... Правда сейчас всё больше и больше стараются писать как есть, без мастеринга и каких-либо других вмешательств
Саш, это технически не возможно. Всё равно нужно фонограмму где -то подобрать, где-то отрихтовать динамику, добавить частотной разборчивости и т.д. в любом случае для записи на винил надо динамический диапазон резать, для компакт дисков частотный.
в новой мариинке уже можно звук найти )))
Нечего приличному человеку в новой мариинке делать. Это плевок в душу Петербурга
 

Верх