Лебединое озеро.
Моя любовь к Чайковскому, как к композитору общеизвестна. Особенно к его монументальным балетам. Про "Щелкунчика" писал уже. Так же, если помните, писал и о том, где его смотрел. На этот раз в планах было послушать и посмотреть "Лебединое озеро". И сменить зал на классический. Старый. А Москву на Питер. Купил билеты заранее, даже раньше, чем забронировал отель и приобрел билеты на поезд. Михайловский театр, бельэтаж, практически по центру, рядом с царской ложей. Но, так получилось, что мне удалось побывать и в Мариининке. Причем, тут же, на следующий день. Да еще и на тех же местах, рядом с царской ложей. Провидение, не иначе.
То, что я услышал и увидел живьем, в обоих случаях, меня просто ошеломило. Конечно, Мариининка понравилась больше. И не только потому, что за пультом был Валерий Овсянников. Здесь опять звезды сошлись. Но и само исполнение. Потрясающая акустика зала. Оркестр играл без единого микрофона. И, конечно, очень высокий уровень солистов и труппы. А ведь мне было с чем сравнить, до этого был Михайловский.
Позже, когда мы уже приехали домой, я не удержался и начал искать видеозаписи других исполнителей, включая мировые сцены. С полной уверенностью могу сказать, что уровень наших артистов, как и прежде, по-прежнему очень высок. Да, скажем Лондонский театр Ковент Гарден, сильно выигрывает в оформлении сцены, костюмах, постановке. Посмотрите на фото. Чего только стоят костюмы свиты злой феи из балета "Спящая красавица". Да и сама фея сильно и выгодно, на мой взгляд, отличается от нашей колдуньи. А путешествие в заколдованный лес? Чудо! А вот солисты у них какие-то скованные и напряженные. Нет в них той элегантности и легкости исполнения.
Но, что-то я отвлекся. И немного забежал вперед. "Спящая красавица" у меня в планах на будущее. Вернемся к "Лебединому озеру".
Накануне отъезда в Питер, мне опять улыбнулась фортуна. Мне попадается бокс из трех пластинок. "Лебединое озеро" в исполнении БСО Всесоюзного радио. Дирижёр Геннадий Рождественский, звукорежиссер записи Игорь Вепринцев. Запись Мелодии 1976 год.
И когда я вернулся из Питера, надо ли говорить, что послевкусие от живого звука долго меня преследовало. И достаточно долго я не мог слушать вышеописанную пластинку. А когда все же поставил ее на проигрыватель, был удивлен необычайным сходством саунда диска с живым исполнением. Все же не зря я подтягивал свой Элак до приемлемого уровня. Нет! Конечно, абсолютного сходства не было. Да его и не может быть по определению. Но, общий тональный баланс и общее ощущение присутствия, были настолько схожими, что порой я забывал, что сижу на своем диване, а не в зале.
Запись ведь чем хороша? Тем, что звукорежиссер может без затей взять звук парой микрофонов и оставить все, как есть. А может, как в данном случае сделал мастер своего дела Вепринцев, расставить акценты в нужных местах. Ширина и глубина сцены, выделение солирующих инструментов на слушателя.
Всегда восхищался, как здесь звучит скрипка. Легко и воздушно. Все это искусственно преувеличено. Но! Ровно на столько, чтобы во всей красе услышать все нюансы исполнительского мастерства Михаила Черняховского и не испортить общей картины.
В живом исполнении такого не услышишь. Как впрочем, и все той же пресловутой глубины сцены. Что совершенно не значит, что живое исполнение реально хуже. Просто это немного разные вещи. Ведь дома попросту нет той атмосферы представления, дыхания зала, энергетики исполнителей. Визуальной картины сцены. Ну и конечно, самого балета. Возвышенного праздника. Ведь изначально так и должно быть. Одно от другого неотделимо.
Что лучше? Трудно сказать. Я всегда с большим удовольствием слушаю эти пластинки дома. Но, при первой же возможности, если позволяет время и средства, а где ни-будь в наших столицах дают балет, куплю билет и обязательно отправлю себя в театр. В это, поистине волшебное царство прекрасного и незабываемого, красочного и фееричного визуального звука.