Иллюзия совершенства.
Все как-то не случалось у меня апгрейдить свой проигрыватель. После смены нескольких вертушек, ещё в далеких восьмидесятых, мой Арктур, с двумя нулями и шестёркой в конце, исправно работал и, наверное, устраивал меня по звуку. Меня больше занимал сам звук. Точнее изнурительный поиск своего звучания. В отдельно взятом помещении. Ну, там, усилитель и акустика к нему. Лучше, активная. А с появлением компьютера, ещё и осваивание цифры. Это ни в коем случае не говорит о том, что я напрочь перестал слушать винил. Тем более имея приличное количество пластинок. Правда, в основном, наших, отечественных.
И только несколько лет назад пришло время пристальнее присмотреться к звучанию престарелого, но не сдающего своих позиций, старичка Арктура. А выглядел он, на фоне подтянутой, на определенный уровень цифры, надо сказать, не важно. Всегда считал, да и сейчас считаю, звук винила самым комфортным и правильным. Во всяком случае, для себя. А тут...
Наверное, самым лучшим решением было бы отправить, изрядно потрудившегося друга на пенсию, а вместо него прикупить, что ни будь новенькое. Тем более общество наконец-то опомнилось и начало выпускать огромное количество проигрывателей всех мастей. Начиная, от дешёвых, игрушечных и заканчивая монументальными агрегатами с запредельными ценами. Денег на такие вертушки у меня не было, а покупать игрушку, совсем не хотелось.
Подумал, подумал и решил дать старичку второй шанс. Ну, по крайней мере, до того, как появится возможность, купить, что ни будь стоящее. А, собственно, что тут можно сделать? Сменить голову, заменить корректор, избавиться от пластмассового корпуса. По большему счёту, все. Начал с головы. Где-то в Германии прикупил АТ-95 и запасную иглу к ней. Стало действительно лучше. Но, не кардинально.
По случаю приобрёл такой же старенький Арктур и начал на нём тренироваться в изготовлении достойного корпуса. Заодно, решив избавиться в нем от никчёмного корректора и всяческих мелочей. Понимаю, что большого прироста в звуке от этого не будет. Может быть в совокупности. Но, должно получиться красиво. Это я умею. Да и мысли интересные хочется воплотить. Опять-таки повозиться будет занимательно.
А пока кабинет в работе, начал пристально присматриваться к всевозможным корректорам. Как в специализированных магазинах, так и hand-made. Понравился один умелец, в хорошем смысле этого слова. Вроде, достойные аппараты собирал. Год мониторил его. Под конец года он слился, не попрощавшись. Дальше тянуть не было никакого смысла и, после некоторых раздумий просто приобрёл High End MM/MC фонокорректор начального уровня Lehmann Audio Black Cube Statement. Понравившийся своим минимализмом и хорошими отзывами, как, тестеров так и покупателей. Можно сказать, на вырост.
И вот тут случился переворот. Началось само интересное.
Отсюда по порядку. Хотя, какой уж тут порядок. Прослушивались разные пластинки. И старые и новые. Разных стилей и направлений. Хорошо записанные и не очень. Фирменные первопрессы и второпрессы, минтовые новоделы и VG- шная Мелодия. Впечатление было разным. Как-то не запомнил этот самый порядок прослушивания. Но основные моменты отложились в памяти. Пожалуй, остановлюсь на некоторых.
Vivaldi - Isaac Stern – Isaac Stern Plays And Conducts The Four Seasons. CBS-Sony1978 Japan.
. Отлично записанный и отпечатанный диск. Расширилась сцена. И, не только в ширину, но и в глубину. Инструменты в целом и по отдельности осязаемы. Массы винила не слышно совсем. Скрипка по-прежнему волшебна.
Santana – Shango. CBS 1982 US.
Пугающе реалистичен. Кажется, что сведён несколько по другому. Точнее, наверное, будет, разведён. В паузах непривычная тишина. Гитара Карлоса везде разная, но одинаково эксцентрична.
Buddy Guy - Rhythm & Blues. RCA 2013 Germany.
Диск полностью развеял понятие не состоятельности новоделов. Да, звук там несколько иной, чем тот, который я люблю. Насыщенный, на пределе, компрессионный, но он шикарен. По всем позициям. Очень плотно сведённый, но, вместе с тем прекрасно прослушивается каждый инструмент. На сцене они, каждый старого на своём месте, дыхание вокала можно потрогать руками. Уверен, во многом это заслуга Тома Хэмбриджа. Надо сказать, когда я думал, что же мне послушать на последок в уходящем году, то выбор пал именно на Rhythm & Blues.
Deep Purple – Burn. Purple Records 1974 Germany.
Не самый мой любимый альбом. Всегда казалось, что записан он, как-то не очень. Через-чур звонкий, с какими-то неприятными призвуками сибилянтов. Сколько не пытался его слушать, так и не понял. А тут! Ничего так. Вполне себе слушибельно, достаточно вкусно и с должной отдачей.
Песняры. Песняры II. Мелодия 1974. СССР.
Мой самый любимый альбом у Песняров. Сохранился с тех самых времён, когда я его покупал. Звучит отменно! Здесь, вроде бы ничего не изменилось. Но на секундочку… я попал в те самые времена, когда был свеж и юн и слушал пластинки на лампе.
Волшебная сила винила. Воистину.
А главное знаете что? Мне теперь скучно слушать свои хай-резы с компа. Компакты то же. Винил вернул свои позиции. Чему я, признаться, очень рад. Всегда считал, да и сейчас считаю, звук винила самым комфортным и правильным. И все это благодаря этому маленькому, чёрному кубу. Этой миниатюрной коробочке, в которой нет ничего лишнего. Только вход и выход. Даже нет кнопки off/on. Правда, много всяких дополнительных настроек, в которых я даже не разбирался. Успею ещё.
Бывает же! Честно скажу, ожидал улучшения, но, что бы вот так... Просто какая-то сказка. Волшебство. Иллюзия совершенства. Не иначе...
02.01.20