Ну, не дюже мудрено
Про тонармы. Это называется микрофонный эффект
Имел возможность сравнить, как раз собирал на 1600-м моторе 3009-й и Джелку, аналогичную 3013. Аккурат с раздельными базами.
Берём одинаковую проводку, а её мы сделали одинаковой, картридж был как раз топовый голдринг и ждали Коэтсу для длинной руки. ПОка Коэтсу задержали и чуть не потеряли во Владике, я имел поразвлекаться вдоль и поперёк. На том же самом картридже, том же фонике, тех же проводах полая трубка тонарма 3009 звучит при постукивании по ней пальцем настолько меньше, что обидно за потраченные деньги на 3012 или в моём том случае Джелко. Тут же "пробегал" мимо проблемный pl-70. У него состарились элементы в плате управления, и он благополучно искал мастера. Но его 12" тонарм был не полым внутри, и он не "звучал" при постукивании почти совсем. Когда он перепаянный пробегал обратно, я на него водрузил картриджи, (Градо Сонату и Шур 15, странный выбор, правда?))))) ) Отстроил как смог, не очень удачно попадало по геометрии, но, как ни странно даже с прямым тяжёлым из-за масла тонармом Соната вполне себе пела-играла. Лучше голлдринга. Хотя, у Славы бы, например, могли бы возникнуть пожелания поплотнее по басам, но Шур бы его стопудово удовлетворил тогда))) Зюзютоп и Назаретину было бы радостно погонять точно)))
На 3009 микрофонный эффект на Сонате почти незаметен, на 3012 весьма влиятелен.
Напомню джентльменам, что я слушаю своеобразный материал, и для того, чтоб точно убедиться придётся найти песню Орбисона Dream Baby, причём в моно варианте. Там вступление идёт на чистом контрабасе, и весь первый куплет играет простое трио акустических инструментов. Вообще песенка хорошая и милая, я люблю её исполнять на концертах, бесконечная)))). Так вот, проверять тонарм на наличие микрофонного эффекта очень удобно на этом треке. (скажу сразу, что сие ещё сильно зависит от громкочсти и прочей обратной акустической связи в комнате, но тем не менее), пока идёт вступление, реверберация естественная, и попадает в такт, никакого лишнего мыла не накидывает и вообще всё недурно. Это на 3009. А на 12"клона от Джелки в некоторых нотах контрабаса начинается подпевка. Причём, это резонирует та самая нота, которую я извлекал пощёлкиванием по тонарму,.Когда в песенке вступают девицы и бэквокалят про ша-ла-лу-ла, я уже теряю этот звук, и могу его расслышать только уговорив себя))
На p-70 c его длинной карбоновой и непустой, не взирая на ипонское происхождение, рукой этого призвука НЕТ. Да там другие провода внутри. Но там и постукивая по тонарму можно сказать, что звука нет. По сравнению с той СМЕ парочкой почти совсем. На приехавшей Коэтсу с красивыми золотыми иероглифами на пузе при помощи транса от АТ, вот, правда не особо дорогого, в 400 баксов встал без учёта перелёта из страны восходящего Гиннеса, микрофонный эффект усиливался соразмерно усилению на МС. То есть даже на ша-ла-лу-ла я без особых напрягов слышал это самое удвоение котрабасно-барабанной нотки.
Так что миф о тяжёлых тонармах несовместимых с мягкими кантилеверами, я считаю слегка подразрушенным, а историю о необходимости МС слегка поднадуманной. Поскольку к той же отнюдь не самой топовой Сонате вопросов было поменьше, а кайфа побольше. Это при том, что она втрое или вчетверо дешевле Коэтсу, плюс не забываем, что ещё и транс надо купить.
Следующие попавшиеся по жизни полые 12" тонармы эту историю подтверждали. Причём на разных системах, картриджах и в разных комнатах.
Из чего сделал следующие выводы.
1. Не надо подбирать транс для МС по цвету вертушки))) Не всё красное дерево с виду одинаково поёт, это вам не Гибсон СГ и вы не АккаДакка)))
2. Не поборя микрофонный эффект, не бери 12" тонарм. Ну, хотя бы в голове его побори)))
3. Текникс всё равно лучше всех этих геморов, поскольку звучит не хуже. А если поставить Мастера или Реф, то и лучше, так что вкладываемся в картридж, а не в мифы про длину рук и эсэмешность производителей.
4. Серия pl30-50-70 у Пионера геморная, но если победить - вкусная, поскольку там сменные тонармы прилагаются. Хотя и дорого. Так что на текниксе посижу спокойно.
5. 12" тонарм не предел мечтаний, отнюдь не предел. Поточнее. Проблема последних треков не так остро
чувствуется, но всё равно есть. Так что держим курс на тангенс. Будем там с динамикой бороться))))
6. Орбисон прекрасный исполнитель, песня не задалбывает даже если её полный день гонять. А потом ещё на концерте самому фигачить в варианте СТОП! А теперь ещё два куплета сверху, пусть потанцуют, пьяненькие вы мои)))